Во Франции действует закон о религиозных символах

C момента принятия закона о религиозных символах 2004 года и его обнародования прошло уже очень много времени. Восприятие этого закона по мнению руководителей различных образовательных учреждений изменилось. Несмотря на некоторые конфликтные ситуации в связи с ношением заметных религиозных символов в школах прием в этих учреждения в основном проходит без эксцессов.

Каждое утро перед воротами парижской средней школы в школьных ранцах складывают вуали, а под воротниками одежды прячут кресты. Под пристальным наблюдением Дидье Жоржа, директора и руководителя наблюдательной лаборатории по секуляризму профсоюза большинства SNPDEN-Unsa, прием проходит в основном «гладко». Если в коридорах или во дворе есть религиозная вывеска, «часто это упущения, а не провокационный или протестный подход», отмечает он. Однако за двадцать лет стало ясно, что «понимание закона изменилось», — добавляет Аньес Андерсен, главный и генеральный секретарь профсоюза ID-FO. Вопрос поколения, по ее словам: с 15 марта 2004 года, даты обнародования закона о запрете ношения религиозных символов в государственных школах, «обрела англосаксонская модель, которая хочет, чтобы все приходили такими, какие они есть». земля во Франции. Сегодня многие студенты не понимают, почему ношение таблички может стать проблемой . Доказательство того, что менталитет меняется, согласно опросу, проведенному общественным институтом Kantar и финансируемому CNRS и Университетом Бордо, опубликованному в декабре 2023 года: 43% молодых людей в возрасте от 18 до 30 отдают предпочтение учащимся государственных средних школ. могут носить заметные религиозные символы, тогда как 31% по-прежнему против этого.

Если конфликты являются скорее исключением, чем правилом, по мнению SNPDEN-Unsa, они существуют и остаются, благодаря освещению в гипермедиа, жертвами которых они являются, основными моментами политической напряженности. Последнее: ссора 28 февраля между ученицей BTS и директором средней школы Мориса-Равеля в 20-м округе Парижа, который приказал ей снять чадру. На следующий день среднюю школу заблокировали, а занятия приостановили. В социальных сетях мишенью угроз расправы стал глава учреждения, подозреваемый в котором был арестован 13 марта и предстанет перед судом в следующем месяце.

Кульминация этого напряжения достигнута в 2023 году . 2022-2023 учебный год. В то время ни один закон не регулировал судьбу этой одежды в школах, и директора школ должны были запретить или не запретить доступ соответствующему ученику. «Управленческий состав оказался в затруднительном положении: у нас не было четкой позиции, поэтому конфликты, порой острые, были более многочисленными. Но в большинстве случаев, вступив в диалог с семьей, все быстро нормализовалось », — добавляет он. В начале учебного года в сентябре Габриэль Атталь наконец занял позицию, назвав ношение абай и ками «религиозными жестами», запрещенными в школе. « Что бы мы ни думали, это позволило установить четкие рамки и, следовательно, получило широкое уважение», — объясняет Дидье Жорж.

«Подставь правильные слова»

Если в последние годы дебаты выкристаллизовались вокруг чадры, давайте помнить, что закон 2004 года касается всех религиозных символов и, следовательно, хиджаба, четок и кипы. «Закон относится ко всем одинаково. Поэтому наша роль состоит в том, чтобы очень четко обозначить кресты, которые будут видны, например, потому что они якобы имеют религиозный вид», — предупреждает Дидье Жорж. Признавая, что количество и тип религиозных символов различаются в зависимости от учреждения, директор парижской средней школы вспоминает, что, вопреки распространенному мнению, за двадцать лет у него было «больше проблем с крестами, чем с вуалью». Столкнувшись с опасностью искажения секуляризма и чрезмерного освещения в средствах массовой информации конфликтов вокруг чадры, «приоритетной задачей является устранение чувства стигматизации, которое могут испытывать некоторые студенты. Мы не должны забывать, что одна из ценностей Республики — братство», — отмечает Аньес Андерсен.

Для этого не существует чудодейственного рецепта: «Мы должны общаться, использовать правильные слова и давать ученикам понять, что светскость гарантирует совместную жизнь». После убийства Сэмюэля Пэти в 2020 году руководители школ, похоже, единодушны: ситуация меняется. «Государство осознало определенное количество рисков, и мы не можем стоять на месте», — радуется Дидье Жорж. В последние годы упор был сделан на обучение персонала с размещением в каждой академии команд преданных своему делу тренеров и референтов по вопросам светскости. Похвальная цель, но недостаточная система, по мнению профсоюза большинства SNPDEN-Unsa, который хочет обучения всего персонала, работающего в учебных заведениях, от сотрудников местных органов власти до учителей, работающих по контракту.

источник публикации:Liberation
дата публикации 15.03.2024

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий