Скончался журналист Филипп Тессон

Прирожденный фехтовальщик, он отточил свои навыки в бою, прежде чем создать Le Quotidien de Paris. Увлеченный театром
и будучи драматическим критиком журнала Figaro, он руководил Poche Montparnasse. Смерть журналиста наступила в возрасте 94 лет.

Журналист, критик и театральный режиссер Филипп Тессон, 94 года, скончался вечером в среду, 1 февраля, в своем доме « мирно и в
окружении своих детей », сообщила его семья в четверг утром. В итоге мы поверили, что он бессмертен. В 90 лет он бегал по театрам,
телевизорам, радиостудиям; оживлял колонки журнала « Фигаро» своими шутливыми рецензиями. Изворотливый, обаятельный, с улыбкой на
лице и голубыми глазами, сверкающими умом, он воплощал в себе грацию, фантазию, молодость духа. Комната закончена. Филипп Тессон
больше не будет играть сегодня вечером. Вспышка погасла. Больше не будет никого, кто бы приглашал нас « посмеяться над всем из-за
боязни заплакать  ».».

Большой знаток Шекспира Филипп Тессон прекрасно понимал, что в основе истории лежит трагедия. Но он отказался сдаваться. Уходить в
отставку было не в его стиле. Он петлял, как солдат, через фронт: уворачиваться от пуль. Он мечтал сокрушить глупость, высокомерие,
дать теплым дерзость и слабым мужество. Невыполнимая миссия. Этот парадокс очаровал его. Он ни для кого не был дураком, особенно для
себя.

Веселая звезда пьесы, сценарий которой ему хотелось бы сделать непредсказуемым, он всю жизнь играл в то, чтобы быть самим собой. Ему
нравилось давать себе главную роль. Забавный, умный, культурный, он любил нравиться так же, как и не нравиться. Его пламенные тирады
зажигали искры, его любопытство к существам и вещам открывало жизнь, как окно. С ним ничто никогда не было тривиальным. В его
чудесной легкости скрывалась настоящая глубина прозрения и анализа. Свобода была его движущей силой. Он знал, что заставит его
вращаться слишком быстро для радаров того времени.

Родился на границе Бельгии, в Тиераше, в Васиньи, 1 марта 1928 года, он был северянином; он никогда не терял ее: «Мне довелось войти
в жизнь через родство, корни, землю» . Он часто упоминал об этом: «  Мне тоже очень нравится юг  », — сказал он. Перед добавлением:
«Как и все идиоты» . Такая формула ему нравилась. Он также сказал: «Мы задницы» , имея в виду, что отсутствие личного мнения делает
вас неинтересными.

Роже Стефан, Пьер Бутан, Морис Клавель
Его отец был нотариусом, он получил буржуазное образование, пропитанное классическими ценностями. Он притворялся тем, кто по своей
наглой свободе и своей независимости вел себя только как аристократ.

В возрасте 12 лет война пересекла его отрочество, как неуправляемый поезд: «этот разгром разума, это зрелище ужаса» навсегда оставило
в нем «  царапину и ясность, скептицизм и сомнение  ». Его отец в плену, оккупанты вторглись в его дом. Он встретил немецких
офицеров, которые не все были варварами. Он был уверен, что мы должны остерегаться окончательных выводов. После войны, после изучения
в Наук По, диссертации о немецком романтизме — этом вкусе к парадоксу — он был принят в конкурсе на должность секретаря парламентских
дебатов. Там он общался с Роже Стефаном, Пьером Бутаном, Морисом Клавелем, всеми тремя обозревателями газеты Combat , начальник
которой Анри Смаджа искал редактора.

17 раз осужден за оскорбление де Голля
В возрасте 32 лет Тессон принял бразды правления престижной ежедневной газетой Сопротивления. Покинутый большими подписями,
подорванный дивизиями, Комбат боролся прежде всего с самим собой. Война в Алжире разделила мнения. Прирожденный фехтовальщик оседлал
этого боевого коня и пустил своих генералов в атаку на двух противоположных флангах: с одной стороны — буйный Морис Клавель, с другой
— Моррассьен Пьер Бутан. Это сильно качало.

Воодушевленный этим лицом к лицу с текущими событиями, демиург, воображающий, что творит историю, Тессон танцевал над вулканом. Его
непочтительность, его склонность к противоречиям заставили голлистов подскочить. 32 раза вызывался в 17- ю исправительную палату
Парижа, столько же раз был осужден за оскорбление главы государства.

Противоположный был его способ позирования. Забавная птичка на ветке: «Он самый настоящий канатоходец из нас двоих», — сказал его сын
Сильвен, который знает толк в водопадах. В июне 1968 года при поддержке Мориса Клавеля и Жака Изорни — немногих центристов в его
окружении — Тессон баллотировался на выборах в законодательные органы. Голлистская приливная волна оставила его на песке.

Бой терял деньги и свое дыхание. Редактор предложил Смадже разделить власть. Абсолютный отказ. Тем временем возмутитель спокойствия
вместе со своей женой Мари-Клод запустил «рыцарское безумие» — которое оказалось очень прибыльным — «Дейли доктор».

Партизан против Миттерана
У каскадера теперь были средства, чтобы броситься в драку. В апреле 1974 года из остатков Combat он создал « воздушную, легкую,
эстетичную, отстраненную, бескомпромиссную» газету: Quotidien de Paris. Запутанный интеллектуальный всплеск взволновал название,
которое в конечном итоге было затоплено. После первого перерыва он возобновился в « более надежной, традиционной и политически
отмеченной » версии.

Споры текли в его колонках. Хозяин Елисейского поля Валери Жискар д’Эстен стал первой мишенью. Daily ужалила , как пчела. В мае 1981
года избрание Франсуа Миттерана развязало руку индивидуалисту. Теперь газета заняла явно правую позицию и выступила против
социалистической власти и ее агрессивной морали. В редакции царила партизанская атмосфера. Либертарианский лидер, бросая парадоксы
между ног своих гальванизированных солдат, как шарики, Тессон проповедовал всеобщее наступление. В голубых глазах этого ироничного
режиссера текущие события были трагикомедией, которую нужно было делать волнующей каждый день: «Верю , — говорил он, — в драматизацию
всего» .

Срочность и вихрь слов. Установленный в суетливом здании недалеко от площади Республики, тогда успех обязывает — современный комфорт
Нейи-сюр-Сен Парижский квартал каждый день предлагал зрелище бальзаковского романа: Утраченные иллюзии .. За прокуренными столами,
печатая двумя пальцами на восточногерманских пишущих машинках или нервно строча, самую литературную редакцию Парижа лихорадило.
Актерский состав был адом. От стендальянина Жана-Мари Руара до яркого голлиста Поля Гильбера, от молодого и яркого Эрика Земмура до
амбициозной Клэр Шазаль — самые разные мнения сталкивались в дуэлях, которые не всегда представляли собой пеструю рапиру. Были
оскорбления, разногласия, взрывы голосов; очарование, стиль, щегольство. Оживленный вспышками а-ля Леон Доде, Доминик Жаме
лихорадочно перелистывал страницы по всем предметам; Стефан Дени воображал себя вельможей сильных мира сего, и иногда это было
правдой; Эрик Нойхофф пробудил дух гусаров, Катрин Пегар научилась приручать политиков. В своих наспех написанных редакционных
статьях Филипп Тессон не стеснялся в выражениях. Он бросил несколько, как гранаты:Робеспауль! запустил Quotidien de Paris на
следующий день после заявления министра внутренних дел Поля Килеса, в котором он утверждал , что «недостаточно сказать, что полетят
головы, но какие именно» . А когда она повалилась к Матиньону, первой женщине, занявшей эту должность, Эдит Крессон была описана как
«дядя-стрелок» .

«Мне нравятся мои враги. Я иду к ним на встречу, потому что хочу знать, почему я не такой, как они. »

Ничто не остановило мушкетера, чьи убийственные сапоги не пощадили даже его друзей. Приглашенный в Матиньон, Тессон передал своему
старому школьному другу Пьеру Моруа трясину на первой полосе следующего дня, резюмируя свое выступление по радио: «Европа: 1; Морой:
0» : «Морой расхохотался и взял меня на руки» .

«Мне нравятся мои враги , — сказал провокатор, — я иду им навстречу, потому что хочу знать, почему я не такой, как они».
Переполненный энергией, которая, как он утверждал, была для него естественной, босс прессы также принял на себя Nouvelles Littéraires
: «достойную, требовательную, элегантную газету», которая быстро обернулась финансовой катастрофой. Вызванный в качестве
подкрепления Жан-Франсуа Кан поднял планку и увеличил продажи.

Бабочка эфемерного, босс Quotidien de Paris увидел, как в середине 1990-х количество его читателей растаял, и ему пришлось объявить
себя банкротом. Исчерпав свой капитал и капитал своих сторонников, художник вернулся к своей первой любви – театру: «Я всегда любил
его. Когда пьеса хороша, мое интеллектуальное и чувственное счастье достигает апогея. Иначе я засыпаю . Критика в журнале Figaro ,
после того как он побывал в Canard enchaîné , Тессон был одним из первых, сетующих на то, что со времен Беккета, Ионеско или Дюраса
больше нет «театра нашего времени, имеющего дело с человеческими условиями».. Приглашаемый на телеэкраны, на радио, он повадился
устраивать шоу, выплескивающееся в политическое и идейное поле: «Реакционер — это тот, кто познал что-то другое. Привилегия», —
сказал он, когда его обвинили в том, что он один; при этом добавляя, что «это был не один кусок» .

Укушенный за икры аниматорами, не доходивший до щиколотки, полемисту было все равно. В нем не было отчаяния. Он верил в будущее,
отречения старости были ему невыносимы: «Всё всегда возможно. Все, что вам нужно, это смелость и вкус к риску» . Он обличал
благонамеренность, обрушивался на гомеровскую и часто притворную злобу, надвигал на лоб свои старомодные очки и сеял смуту в стане
добра. Иногда он баловался: никто не идеален.

В его офисе на улице Сен-Пер размещались его издательство и журнал L’Avant-Scène Théâtre. В 2011 году он купил Театр де Пош на
Монпарнасе, который он запрограммировал вместе со своей дочерью Стефани с этой ложной беспечностью, которая маскировала его
неумеренную страсть к жизни. «В нем никогда не бывает покорности или усталости», — заметил Сильвен. Он кажется невосприимчивым к
усталости . Ему нравилось встречаться со своим кланом — сыном Сильвеном, двумя дочерьми Стефани и Дафне — и друзьями в своем доме в
Шату.

В ночь на 7 мая 2014 года его жена Мария Клод умерла от тромбоэмболии легочной артерии. Следующим летом Сильвен едва не погиб в Анси,
упав с крыши. В январе прошлого года, госпитализированный, выйдя из реанимации, из которой его родственники думали, что он не
вернется, Филипп Тессон получил окончательный ответ: «Я не был рожден, чтобы умереть».

источник публикации:Le Figaro

дата публикации 4.02.2023

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий